Стиль вождения.

Книг о вождении очень много. И об экстремальном, и об обычном. Есть книги для чайников и для профессионалов. А здесь просто собраны мнения лучших водителей, не только гонщиков.

Павел Альтов: Я гонял с самого начала, ещё на "копейке". Мне говорили, что это возрастное и что это пройдёт, начиная с 20-ти лет. Сейчас мне 30, и это не проходит. Я не хочу сказать, что я лучше всех вожу машину. Да, я действительно езжу быстро, но в то же время обращаю внимание на такую вещь, как корректность езды. Стараюсь не создавать дискомфорта для других участников движения, всегда стараюсь проезжать не вплотную. Что такое профессионализм? Нужно не просто уметь давить на педаль и вписываться в повороты. Профессионализм - это способность вовремя мигнуть или замедлиться в нужный момент, за секунду, до того, как машина впереди начнет тормозить. Но главный критерий - плавность езды. Не всем удаётся ездить быстро, но плавно. Дергать передачу или позволять машине "клевать" при торможении - таких вещей допускать нельзя. Даже при экстренном торможении в последний момент можно педаль отпустить, чтобы машина спокойно остановилась. И кстати, к вопросу о низкой подвеске и низкопрофильной резине. Для меня машина с пониженной подвеской и низкопрофильной резиной - показатель того, что её обладатель умеет ездить. Это означает, что водитель чувствует центр тяжести, умеет правильно тормозить перед препятствием. Ведь основная проблема для подвески не плохие дороги или слишком низкая резина, а те случаи, когда из-за неровностей дороги или поворота машины и торможения весь центр тяжести машины переносится либо на одну ось, либо на одно колесо. Я отъездил год на "семёрке" БМВ в 38-м кузове, у нее пробег был почти 100 тысяч, и в результате я поменял только одну рулевую тягу, причем, в Германии, когда я её брал, подвеска была идеальная. На машине стояли 18-дюймовые колёса. И зимой, и летом. А ведь считают, что у "семёрки" слабенькая подвеска! И я не говорю о том, что я так уж хорошо езжу. Я считаю, что вождение - это напряжение, серьёзная нагрузка. Я постоянно думаю о том, как пройти очередной отрезок дороги, постоянно полностью контролирую ситуацию. А если отвлекаться, смотреть на приёмник или разговаривать - от подвески, естественно, ничего не останется. //ТЮНИНГ АВТО&МОТО октябрь 2003

Илья Пименов: Представьте себе, что идиома "как рыба в воде" - про вас. Попробуйте поиграть в рыбу, управляя автомобилем. Ваша среда - не вода, а транспортный поток. Улучшать можно не только автомобиль. В тюнинге порой нуждается сам водитель. И, между прочим, это один из наиболее дешёвых путей к повышению скорости передвижения.
Вам известно про "эффект ГАЗ-53"? Вы замечали, что иногда два автомобиля, стартующие из одной точки, при условии, что первый заведомо более мощный и скоростной, приезжают в пункт назначения одновременно, или второй даже опережает? "В жизни" это выглядит следующим образом. Пока первый мечется из ряда в ряд, то замедляясь, то ускоряясь, маневрируя и прогадывая с полосой движения, второй довольно стабильно движется в выбранном ряду, повышая среднюю скорость.
Так вот, основной признак мастерства водителя - плавность и стабильность движения. Достичь их трудно - нужны постоянные тренировки. Для самосовершенствования лучше выбрать достаточно протяжённую и, самое главное, - знакомую трассу, тогда прогресс будет очевиден. Проезжая по этому маршруту раз от раза, вы будете замечать, что совершаете всё меньше и меньше ошибок. Старайтесь не думать о посторонних вещах (это мешает даже великим), заостряйте внимание на четкости движений. Передачи переключайте быстро, но не забывайте полностью выжимать педаль сцепления, иначе синхронизаторам придётся несладко. Обороты двигателя поддерживайте близко к тому значению, при котором мотор развивает максимальную мощность; перед поворотом траекторию сразу же выставляйте рулём, а потом только корректируйте её. Не старайтесь сразу ехать очень быстро. Вам важно оттачивать технику - скорость сама придёт со временем.
Основная потеря времени приходится на повороты. Стандартные ошибки начинающего - неправильный выбор траектории и "не та" передача. Касаемо первого - не старайтесь сильно срезать углы, так как в этом случае на выходе из поворота вам придётся "заламывать" автомобиль на меньший радиус, а это некомфортно, небезопасно и даёт потерю скорости. О втором: переключение скоростей во время движения приводит к кратковременной потере тяги на ведущих колёсах, что снижает устойчивость, и "штрафному" времени. Так что перед поворотом включайте ту передачу, на которой вы могли бы из виража выйти и которая обеспечила бы автомобилю хороший запас динамики.
О внимании и зрении. Представьте, что неожиданно впереди появляется какой-то объект. Реакция сводится к резкому торможению или судорожному верчению рулём. Если бы ваше поле зрения было шире, а вы - сосредоточеннее, то объект вы заметили бы раньше и раньше скорректировались. Так что старайтесь замечать как можно больше деталей обстановки, концентрируя особое внимание на дорожном полотне. Наблюдайте людей за рулём, старайтесь предвидеть ситуацию на дороге. Если вы сможете предугадать, что идущий впереди автомобиль резко затормозит или повернёт, сможете плавно сбросить скорость и у вас останется место для маневра.
И ещё - постарайтесь понять свой автомобиль, прочувствовать его: представить себе работу двигателя, коробки передач, подвесок. Не нужно пытаться пересилить машину - лучше подстроиться. Тогда появится "обратная связь", и всё получится. //ЗаРулём-Регион 15-31 июля 2002

Гётц Лайрер:
Хорошие динамические качества автомобилей позволяют многим себя ощутить спортсменами. Спортивный стиль вождения сегодня выглядит иначе.
Современный автомобиль должен быть спортивным. При оценке новой модели гуру маркетинга оперируют понятиями: динамические характеристики, управляемость, поведение в поворотах, на скользком покрытии и в зимних условиях. Как будто каждый день при поездке в офис или супермаркет предельные значения сил сцепления с поверхностью дороги или максимальная величина крутящего момента играют хоть какую-то роль. Слава Богу, это не так. Езда в автомобиле всё более превращается в утилитарное передвижение в пространстве. Один американский журналист, которому в принципе доступны настоящие автомобильные радости, недавно писал о покупке подержанного автомобиля: "Бог с ним, с двигателем, — какое радио?"
Подстаканник, климат-контроль и высококлассные аудиосистемы становятся определяющими факторами автомобильного комфорта. Но они не имеют ничего общего с реальным вождением автомобиля. Мощные двигатели и почти предельно усовершенствованные шасси в таких условиях лишние, как красочный бантик на колесе.
Стоп! Что за чушь! Тот, кто готов подтвердить свою страсть к автомобилям солидными инвестициями в продвинутую технику, тот и водит, как правило, сознательнее, а значит, лучше. Спортивное вождение не кануло в Лету.
В 60-е годы журнал auto motor und sport даже предоставлял своим читателям за символическую плату соответствующую клубную наклейку. Стикер выражал, во-первых, принадлежность к кругу читателей, а во-вторых, был знаком отличия лихого водителя, который так и норовил за счёт неожиданного маневра обогнать целую колонну. Сегодня за такие фокусы могут и монтировкой огреть.
Вождение в спортивном стиле сегодня выглядит иначе. Водитель должен воспринимать движение на автомобиле не как развлечение, а как деятельность, которая обогащает человека. Такое вождение не допускает самозабвенных игр с бортовым компьютером или потребления биг-маков и колы из бардачка-холодильника на ходу. Ответственное, внимательное вождение не имеет ничего общего с балансом на пределе, с углами бокового увода, с поздними торможениями и с прочими примочками из лексикона "адских водителей".
Вождение в спортивном стиле требует от водителя постоянно помнить о том, что на дороге ты окружён людьми с ограниченными способностями; концентрироваться на чистом прохождении поворота; находить, даже на просёлке, идеальную траекторию, точно попадать в апекс, описывать максимальный радиус; медленно входить в поворот и быстро выходить из него. Все эти правила так же стары, как автомобиль.
И ещё одно требование — аккуратные переключения. Например, с перегазовкой. Этим приёмом владели наши деды. Только дважды выжимая сцепление, они спасались от скрежета шестерён несинхронизированной коробки передач.
Сегодня всё проще: выключил передачу, чётко дал газ, включил передачу, снова включил сцепление. Переключение передач идёт гладко, без рывков, как шёлк по бархату. И ваши попутчики благодарны. Не только за то, что им не придётся клевать носом и раскачиваться. Они чувствуют, что за рулём сидит человек, осознающий свою ответсвенность за сотни килограммов стали, которые по его воле несутся по трассе на огромной скорости. Для качественного вождения, как и для виртуозного владения музыкальным инструментом, необходима полная концентрация внимания. Концентрация водителя спосбствует не только комфортной езде, но и безопасности. И такое вождение доставляет удовольствие и водителю, и пассажирам. Вы сами можете в этом убедиться... Насвистеть что-нибудь на расчёске может каждый. На скрипке играют немногие. //auto motor und sport Июнь 2005

Кейт Код о внимании. Главы 20-23 из книги Кейта Кода (она есть на этом сайте) - помогут вам развить внимание за рулём.

Себастьян Лоэб: Езда с красивыми заносами производит впечатление на зрителей, но ухудшает время прохождения трассы. Поэтому я стараюсь ездить не столь эффектно, сколь эффективно. Тот, кто хочет быстро ездить на машине с передним приводом, должен забыть о заносах, особенно на асфальте. //auto motor und sport Ноябрь 2005

Павел Альтов - сын известного юмориста Семёна Альтова.
Илья Пименов - журналист издательства "ЗаРулём".
Гётц Лайрер - журналист auto motor und sport.
Кейт Код - руководитель Калифорнийской школы супербайка.
Себастьян Лоэб - известный раллист, чемпион WRC

 

Home Page

Warning!

 

Сайт управляется системой uCoz